г. Находка

ул. Школьная, д. 13

Понедельник - Пятница

с 8:30 до 19:00

Суббота

с 10:00 до 15:00

Записаться на экскурсию

г. Находка

ул. Школьная, д. 13

Понедельник - Пятница

с 8:30 до 19:00

Суббота

с 10:00 до 15:00


Записаться на экскурсию

Реджио-подход

Реджио-подход

Реджио – подход – в пятерке лучших и самых активно развивающихся подходов по гармоничному раннему развитию детей в мире.

Реджио («Reggio Emilia») — это не теория воспитания ребенка, не методика и не модель. Это скорее опыт отношения к детству и воспитанию детей, которым сегодня итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран. Это особый гуманистический взгляд, основанный на уважительном отношении к ребёнку и вере в его возможности.

 

Философия Реджио-подхода

  • Ребенок – это человек, а любой человек заслуживает уважения, он главный герой в процессе обучения (наравне с родителями и учителями).
  • Дети могут контролировать свое обучение и развитие.
  • Дети учатся: трогая, двигая, двигаясь, слушая и наблюдая. Во всем этом их нельзя ограничивать.
  • Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где им можно исследовать мир.
  • У детей должно быть много путей и способов выразить себя (драма, музыка, рисунок, пение, танцы, конструирование, беседа).
  • В распоряжении детей множество материалов, с помощью которых они могут передавать то, что они знают, понимают, чувствуют и придумывают, то, что их удивляет, и то, что вызывает у них вопросы. Так их образ мыслей становится “видимым” – для них самих и для окружающих!
  • Родители активно участвуют в развитии детей, причем, не только своих, но и других тоже. Они тоже своего рода воспитатели в этом детском саду. Учителя, которых в Reggio называют pedadogista, рассматривают родителей как первых и главных воспитателей своих детей.

 

Развивающая среда

«Третьим воститателем» в реджио-педагогике считаются помещения для занятий. Они дают детям чувство защищенности ( групповые комнаты с зоной возможного уединения) и в тоже время призывают к активности (комнаты для подвижных игр, мастерские, сцены).  Все, что провоцирует детей познать и признать свое телесное «Я», попробовать себя в других ролях, вступать в общение , исследовать окружающий мир вещей и явлений. В реджио-среде есть все необходимое для полного самовыражения ребенка, прежде всего — материалы и инструменты: проволока, глина, дерево, гипс, краски и бумага различных видов, а так же винтики, шурупы, шлифовальная бумага, пилы, кисти, ножницы. Потому как у детей, по убеждению реджио-педагогов, не один, а сто языков, на которых они думают, исследуют, рассказывают собственные истории. «Чтобы вырызить себя, у ребенка есть 100 языков, но 99 у него отбирают взрослые.» Кто сводит только на словесный уровень общение с детьми, тот не поймет никогда, как формируется их познание мира.

  • Роль учителя/взрослого в обучении и воспитании

Взрослый становится для ребёнка партнёром, воспитателем и проводником. Он поощряет исследование разных тем, помогает в работе над детскими проектами и поддерживает в поиске решения проблем.

  • Совместное исследование и проектная деятельность

Дети становятся исследователями, изучая интересные им темы, наблюдая за явлениями окружающего мира. Взрослый приобщается к этому исследованию и участвует в нём, кроме того каждый ребенок может обсудить происходящее с единомышленниками.

Дети здесь – соавторы, и, более того, инициаторы большинства проектов. От них отталкиваются при создании программы обучения. Так рождается проектная деятельность.

Работа над проектом играет в реджио-педагогике центральную роль. Зачастую проекты рождаются в играх и разговорах, и базируются на подлинных интересах детей. Важен сам процесс, а не конечный продукт.

  • Документация

Словом “документация” в реджио-педагогике называется любовное и внимательное фиксирование всего процесса обучения. Это и комментарии взрослых (о цели детского исследования/проекта и ходе работы), и записи детской речи (то, что дети рассказывают о своей работе, диалоги, обсуждения, интересные фразы или гипотезы), фотографии, видео, готовые детские работы

Все эти материалы заботливо собираются и хранятся в папках или на стендах, чтобы и дети, и взрослые в любой момент могли вернуться к интересной им теме. Дети рассматриваются как уникальные существа, способные обучаться невероятными темпами и творить. Интеллектуальная и творческая деятельность детей невероятно важна и ценна.

Создатели и последователи Реджио-подхода в своих работах и идеях опирались в том числе и на теории известных ученых и педагогов, такие как:

теория о зоне ближайшего развития Л. С. Выготского;

теория сенситивных периодов, принцип «Помоги мне это сделать самому» и «Среда – третий учитель» Марии Монтессори;

теория когнитивного развития Ж. Пиаже

теория множественного интеллекта Г. Гарднера и другие.

Ребёнок состоит из сотни.
У ребёнка сто языков,
сто рук, сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто, всегда сто
способов слушать, восхищаться, любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать,
сто миров,чтобы совершать открытия,
сто миров,чтобы делать изобретения,
сто миров,чтобы мечтать.
У ребёнка сто
(и ещё сто, сто, сто) языков,
но у него крадут девяносто девять из них.
Школа и культура отделяют голову от тела.
Они учат думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат открывать уже существующий мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты —
вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребёнок говорит:
сотня здесь.

Лорис Малагуцци